Как зарождались и развивались ВКонтакте и Фейсбук

Любой вебмастер, да и просто человек который создал хотя бы один собственный сайт, мечтает что бы он не просто существовал, но и пользовался хорошей посещаемостью. А некоторые из них мечтают о том дне когда сайт прогремит на весь мир, или хотя бы на всю страну.
 
история создания ВКонтакте и Фейсбук
 
Ведь сайт который у всех на слуху сделает вас знаменитым, а если повезет то и богатым. Можно создать страничку или блог в интернете и ждать своего звездного часа или придумать нечто такое, которого нигде нет, и за счет этой идеи воплотить эту заветную мечту в жизнь. Создать так сказать стартап, который как баллистическая ракета пробьет крыши всех топов интернета и унесет вас в прямо в рай. У вас возможно уже есть такая идея, и вы готовы поставить все на эту серую лошадку. Но будет ли успех или нет, заранее не известно никому, потому что есть много препятствий тому станет ли идея золотой жилой в будущем, или исчезнет среди миллионов никому неизвестных сайтов в бескрайних просторах интернета. Поразмышляем об стартапах.
 
Рассмотрим как удаются стартапы на примерах самых громких и быстрорастущих проектов vkontakte.ru и facebook.com 

Эволюция развития ВКонтакте

 
Павел Дуров один из разработчиков сайта в контакте, не в один день проснулся знаменитым. Первый его проект
durov.com
в данный момент заброшен – последнее его обновление от 2007 года. Содержание сайта прямо относятся к студентам, он наполнен дипломными работами и прочей информацией для студентов. А вот другой его проект –
spbgu.ru
и он тоже разработан для студентов и выпускников. Здесь находится форум, библиотеки, сообщества и клубы. Третий проект –
vkontakte.ru
, изначально созданный для студентов и первое время на этот ресурс можно было попасть только учащимся высших заведений, впоследствии только по приглашениям - инвайтам, которые со временем отменили. Вы обратили внимание на определенную закономерность?
 
Созданные сайты предназначались в основном только для студентов, что не удивительно, на момент создания
vkontakte.ru
Павел Дуров был только-только выпускником, а сама цель создания сайта позволить выпускникам вузов оставаться на постоянной связи с его бывшими сокурсниками.
 

Эволюция развития Фейсбука


Другой похожий как две капли проект –
facebook.com
. Человека который придумал фейсбук зовут Марк Цукерберг, студент Гарварда, причем первый проект был
thefacebook.com
совершенно простой, для хранения фотографий и возможностью их комментирования. С этим сайтом вышла совершенно пикантная история. Марк пытался привлечь внимание однокурсниц, но в силу своего характера не мог прямо выяснить отношения и создал небольшой сайт, где и разместил фотографии девушек с просьбой к студентам в сети якобы помочь ему определится с выбором. Чем и привлек внимание многих студентов.
 
Что касается самих девушек, об этом история умалчивает. Сайт в основном работал в рамках университета, и там он обрел быструю популярность что послужило толчком к созданию более серьезного проекта. А в данный момент
thefacebook.com
не является отдельным сайтом, если вы попробуете на него зайти, то вас перенаправят на сайт
facebook.com
 
Мы разобрались в краткой истории этих двух крупнейших на данный момент сайтов, и выяснили что ни тот и ни другой, не был вдруг пришедшей в голову студентам гениальной многоходовой идеей – эти студенты просто учились, занимались своим делом, решали какие-то определенные задачи и проблемы.
 

В чем же кроется тайна успеха сайтов ВКонтакте и Facebook?


До этого я просил обратить внимание на определенную закономерность – эти сайты были созданы в рамках высших учебных заведений. Что такое студенты, объяснять никому не надо: это молодые и энергичные, любознательные и интеллектуальные люди, которые стремятся общаться внутри своего сообщества, некая прослойка общества, объединенные схожими целями и проблемами. Студенты легкие на подъем и легко принимают новые веяния и идеи. Именно в этом и кроется успех этих проектов – они изначально предназначались для студенческого сообщества, а лишь потом когда количество пользователей перевалило некую критическую массу, к ним подключились и более пассивные слои населения.
 

Развитие отрасли персональных компьютеров.

 
Всего пятнадцать лет назад, это было прерогативой небольшого количества любителей, программистов самоучек. Прошло десять лет и круг владельцев «персоналок» расширился, за счет компьютерных игр, а теперь семью без компьютера а то и нескольких вообще представить сложно. Причем рост был стремительным, как снежная лавина: чем больше людей начинает пользоваться определенным продуктом, тем еще больше присоединяется к первым, пока продукт полностью не охватит всю свою целевую аудиторию.
 
Точно по такому же сценарию развивалась телефония, радио, телевидение и сотовая связь. Я отлично помню те времена когда мы спокойно обходились без сотовой связи и никакой явно ощущаемой потребности в ней не было, разве только что в умах писателей фантастов. А теперь даже у школьников есть сотовый телефон и мы к этому относимся вполне спокойно.
 
Все эти явления объединяет одна закономерность – какая бы не была гениальная идея или изобретение, оно должно пройти некие этапы:
 

Первый: Исходный продукт должен завоевать популярность среди определенной группы людей, которые находятся в тесном контакте, объединенных общими интересами.
 
И второй: Продукт должен быть универсальным, то есть иметь возможность использоваться вне конкретной группы.
 
Сложность создания массовых стартапов, заключается не только в идее и продвижении и даже в не начальной реализации идеи, а на её поддержке. Когда-то и фейсбук и вконтакте функционировали в рамках всего одного университета, и мощности сервера хватало и для университетских задач и для поддержания работоспособности студенческого сайта. Однако рост популярности был неожиданно высок, что привело к загрузке сервера постоянными обращениями и поставило под удар само существование и сайта
facebook.com
и
vkontatke.ru
 
Обратите внимание: всего лишь в рамках университета, а что произойдет если этими сервисами начнут пользоваться большинство пользователей интернета? Поэтому прежде чем начинать создавать проект для широкой аудитории, задумайтесь над тем как он будет развиваться и сможете ли вы поддержать его в будущем.
 
Сейчас по оценкам блоггеров сайт вконтакте поддерживается арендованными 21 серверами, целиком выделенными для сайта вконтакте, находящимися в датацентре одного из провайдеров в Санкт-Петербурге. Для поддержания сервиса требуются немалые средства, а как известно совсем не так давно сайт вконтакте начал активно размещать рекламу на страницах сайта, что позволяет возмещать убытки связанные с поддержкой ресурса.

Для
facebook.com
есть более точная информация. Количество пользователей фейсбука достигло 500 миллионов человек, причем решением владельцев сервиса было постройка собственного датацентра стоимостью 450 млн.долларов, кроме того фейсбук получит примерно 17 млн. долларов в виде местных субсидий и налоговых льгот в течении 10 лет.

Поэтому прежде чем позавидовать бешенному успеху чужих стартапов, подумайте, хватит ли у вас сил и терпения и экономической ловкости что бы удержать подобный проект на плаву. Удачная идея – это не черный кожаный кейс, с уложенными аккуратно тысячедолларовыми купюрами упавший откуда-то сверху, в любом случае успех будет в 99% зависить от вас самих. Удачи!
Интернет

Ваше слово