Сайт о банках и услугах

Кредиты, вклады, займы, ипотека

Банк заблокировал карту

Сандро Боттичелли. «Паллада и Кентавр». 1483. Холст, темпера. 207 × 148 см. Уффици, Флоренция.

Блокировка карты — нередкая ситуация, происходящая по одной из трех причин. Это может быть сомнительная активность на счёте (перевод крупных сумм денег, равномерные очень частые платежи).

Что делать в первую очередь, если банк заблокировал карту

В любом случае не паникуйте и не пытайтесь «разблокировать» карту с помощью сторонних сервисов. Обязательно обратитесь в Службу помощи, которая работает в любом банке России и предназначена для всех держателей банковских карт.

Одновременно банки не высылают сведений о блокировке карты клиентам в виде сообщений на мобильные телефоны, поэтому проверьте карту на работоспособность в другом сервисе — онлайн-банкинге, инфокиоске, банкомате. После этого обязательно обратитесь в любое отделение вашего банка за разъяснениями.

Причины блокировки карты

Согласно закону, банк может заморозить счет и приостановить все операции по нему в следующих случаях:

  • Если уровень наличных операций по отношению к безналичным превышает 30%
  • Если обороты резко увеличились, а остальные показатели (например, сумма уплаченных налогов) остались прежними
  • Если один из участников транзакции подозревается или обвиняется в уголовных преступлениях (не обязательно в отмывании денег) или терроризме
  • Если участники сделки действуют от имени лиц, объявленных в розыск
  • Если вы проводите любые операции на сумму от 600 000 рублей (ими всегда интересуются Росфинмониторинг и налоговая служба)
  • Если вы обналичиваете более миллиона рублей в течение месяца
  • Если банк сомневается в подлинности документов, подтверждающих законность операции
  • Также банк может блокировать деньги клиента по требованию налоговой службы — например, если клиент не выплачивает налоги, штрафы и пени. Чаще всего с таким поводом сталкиваются предприниматели. Налоговая накладывает свои санкции, когда предприниматель не выполняет ее требования — например, не сдает вовремя налоговые декларации. Блокировка по решению ФНС может быть не только полной, но и частичной — в пределах суммы налоговой задолженности.

Возможно, некоторые операции действительно вызвали вопросы у службы безопасности. Уточнить все вопросы о причинах блокировки можно не только у оператора, но и в системе автоматизированного обслуживания либо в головном отделении банка.

Что делать в такой ситуации

В любом случае при блокировке желательно узнать её причину. Ваши действия будут зависеть от этой причины. Если проблема в нарушении закона — свяжитесь с банком. Если все дело в неуплаченных налогах — решите вопрос с ФНС.

Далее представлены варианты действий при самых частых причинах блокировки:

Если счет заблокирован по подозрению в денежных махинациях

Обычно, если у банка возникают подозрения по поводу операции по счету, он обязательно сообщает об этом клиенту по телефону или в SMS. В таком случае он сразу попросит предоставить ему документы, которые могут подтвердить легальность денег. На это у вас есть 3−7 дней — если вы предоставите нужные сведения за этот срок, то банк снимет с вас подозрения.

Если счет заблокирован без предупреждения — немедленно свяжитесь с банком и узнайте причину. Желательно составить письменное заявление, чтобы у вас было доказательство факта обращения. В течение двух дней банк сообщит вам, какие документы и сведения ему нужны, чтобы снять блокировку. Четкого срока на их сдачу нет, но чем скорее вы их предоставите, тем будет лучше.

Список документов, которые нужно предоставить для подтверждения операций, у каждого банка свой. Обычно в него входят:

  • Чеки, квитанции, счета на оплату товаров и услуг (в том числе электронные)
  • Договоры купли-продажи
  • Договоры займа или долговые расписки
  • Договоры аренды или найма помещений
  • Справки об уплате налогов и штрафов

У физического лица могут потребовать документы о доходах и занятости:

  • Копию трудовой книжки или трудового договора
  • Справку 2-НДФЛ

Для предпринимателей будут нужны документы о сделках и движении средств:

  • Платежные поручения и документы по сделкам, акты приемки или отправки
  • Сведения о фактической численности персонала, расчетный лист о начислении зарплаты Бухгалтерская или финансовая отчетность
  • Налоговая декларация за последний отчетный период

Кстати, рекомендуем:

Все эти документы нужно направить в банк — лично, в электронном виде или по почте. Во втором случае их нужно подписать своей электронной подписью, а в третьем — заверить у нотариуса. В течение некоторого времени банк рассмотрит ваши документы. Если они будут достаточно убедительными, то он разморозит деньги и отправит вам уведомление об этом.

Если даже после предоставления всех необходимых документов банк не разблокирует ваш счет, обратитесь в вышестоящий орган — Центробанк, ФАС, Роспотребадзор или прокуратуру. Потребуйте от банка четкого объяснения причины блокировки. Если оснований для нее действительно больше нет — обратитесь в суд.

Если счет заблокировала налоговая служба

Если блокировка наложена по требованию ФНС — уточните конкретную причину в отделении налоговой инспекции, в котором вы зарегистрированы. Здесь все намного проще: вам сразу сообщат конкретную причину блокировки. Ваши дальнейшие действия зависят от этой причины:

  • Не уплачены налоги, сборы и штрафы — уплатите эти платежи и подтвердите этот факт платежкой
  • Не сдана бухгалтерская отчетность или налоговая декларация — подготовьте и сдайте ее
  • Не подтверждены официальные запросы налоговой — отправьте уведомления о подтверждении запросов
  • Счет заблокирован до исполнения решений, принятых по итогам проверки — выполните эти решения

Важный момент — налоговая служба блокирует не сам счет, а деньги на нем. Проводить операции (например, отправлять платежи и выплачивать зарплату) вы все еще можете.

После исправления причины блокировки налоговая служба размораживает счет. Обычно это происходит в течение одного-двух дней. Если налоговая служба установила блокировку по ошибке или не сняла блокировку в срок, вы имеете право потребовать компенсацию через суд.

Как можно избежать блокировки счета

Чтобы избежать подозрений в денежных махинациях и блокировки из-за подозрений в отмывании денег, следуйте нескольким простым правилам:

  • Не соглашайтесь на переводы крупных сумм через вашу карту и на снятие их наличными. Такие операции часто имеют отношение к отмыванию денег
  • Никому не отдавайте свои банковские карты другим людям на длительное время, даже близким родственникам и друзьям
  • Внимательно проверяйте людей и организации, от которых вы получаете и которым вы отправляете деньги
  • Старайтесь снимать наличные как можно реже — только если это действительно необходимо (прежде всего, это касается счетов для бизнеса).
  • Не снимайте крупные суммы без надобности
  • Всегда сохраняйте все документы об операциях — чеки, квитанции, платежки, договоры и другие. Так вы сможете в любой момент подтвердить факт проведения операции и ее законность. Особенно это касается операций на крупную сумму (несколько сотен тысяч рублей)
  • Не используйте личные счета и карты для предпринимательской деятельности — всегда открывайте для этого расчетные счета и корпоративные карты.
  • Также не используйте счета для бизнеса для оплаты личных нужд
  • Если банк попросит вас отчитаться об операциях и платежах, как можно скорее отправьте ему все необходимые сведения
  • Перед поездкой за границу заранее предупредите банк — так он не сочтет операции по карте в другой стране подозрительными
  • Помните о правиле «Заплати налоги и спи спокойно» — всегда выплачивайте все обязательные платежи.
  • Старайтесь не допускать крупных просрочек по кредитам и займам

Помните

На самом деле, разморозить счет и доказать свою невиновность иногда достаточно сложно. Банки могут ставить различные препятствия перед клиентами — особенно, если дело касается нарушений ФЗ-115. Но если вы будете четко выполнять требования организаций, действовать оперативно и добиваться справедливости, вы сможете вернуть себе свои деньги.

Не забывайте и о том, что предотвратить всегда проще, чем исправить. К законопослушным клиентам, которые не проводят подозрительных операций и вовремя платят налоги, у банков и государственных органов никогда не возникает претензий. Всегда помните о признаках, по которым определяют подозрительных клиентов, и старайтесь не попадать под них.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: June 1, 2021.
Рубрики: Информация, Карты.