Сайт о банках и услугах

Кредиты, вклады, займы, ипотека

Электронная регистрация ипотеки

Франсуа Буше. «Пейзаж в окрестностях Бове». 1740-е. фр. Vue des environs de Beauvais / Paysage près de Beauvais. Холст, масло. 49 × 58 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Любая операция с недвижимостью непременно должна быть оформлена в ЕГРН. Оформление ипотеки — не исключение. Но когда раньше заемщикам нужно было лично явиться в территориальный отдел Росреестра или МФЦ, чтобы подать документы, то сегодня открыта электронная регистрация сделки в Сбербанке.

Что это такое?

Сервис электронной регистрации ипотеки от Сбербанка представляет собой комплекс услуг по выполнению операции государственной регистрации ипотеки. Это значит, что воспользовавшись этим сервисом, заемщик избавляется от необходимости собирать документы, посещать регистрационный орган, писать заявление и т.д. Все эти заботы возьмет на себя банк. Этот банковский сервис включает в себя:

  • уплату пошлины за внесение сведений о состоявшейся операции в Единый государственный реестр недвижимости;
  • выпуск усиленной КЭП (квалифицированной электронной подписи) для каждой стороны сделки;
  • отправка набора документов на регистрацию ипотеки по электронной почте в Росреестр;
  • активное взаимодействие с регистрационным органом вплоть до получения выписки из ЕГРН;
  • сопровождение процедуры регистрации ипотеки;
  • сопровождение банковским служащим при заключении сделки.

Как работает?

После одобрения ипотечного кредита необходимо приехать в банк для подписания кредитного договора и иных документов. В этот момент представитель банка предложит подключить сервис безопасных расчётов (2 000 ). Его суть — в хранении банком средств до регистрации операции в Росреестре: исключительно после регистрации ипотечного договора банк отправит средства продавцу недвижимости. Если договор не зарегистрируют, то средства вернутся клиенту. «Услуга необязательная», — пояснили в пресс-службе Сбербанка.

Клиенту и продавцам делают усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которой будет подписываться контракт.

Отправить набор документов на регистрацию ипотеки по условиям оказания услуги должны в течение 14 дней с периода её оплаты. Приобретателю недвижимости придёт СМС-сообщение с кодом. Позвонит представитель регистратора (Росреестра) и запросит этот код. После его введения договор будет подписан цифровой подписью и отправлен на регистрацию.

Регистрация ипотечного договора занимает 5−7 дней. Как только договор будет зарегистрирован, пришлют СМС-сообщение, а на электронную почту поступит подписанный договор.

В течение следующих суток Сбербанк должен отправить финансы продавцу недвижимости.

Иначе...

После одобрения банком заявки на ипотеку у заемщика имеется ровно 90 дней, чтобы:

  • Найти достойный объект недвижимости на сайте ДомКлик.
  • Согласовать свой выбор с кредитором.
  • Заключить контракт купли-продажи.
  • Зарегистрировать его в Росреестре.
  • Подписать и зарегистрировать ипотечное соглашение.
  • Оформить на кредитуемое жилье закладную, сведения о которой тоже должны быть внесены в ЕГРН.

Выходит, что при оформлении ипотеки заемщику нужно неоднократно столкнуться с процедурой государственной регистрации сделки с недвижимостью. А эта церемония может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Внедрение сервиса онлайн-регистрации операций с недвижимым имуществом в Сбербанке направлено на сокращение сроков регистрации и упрощение процедуры проведения ипотеки.

Заемщику необязательно записываться на прием в регистрационный орган, ожидать своей очереди, уходить с работы. Сбербанк берет все контакты с Росреестром на себя. Он сам отправит все важные для регистрации файлы в электронной форме.

Сколько это стоит?

Цена электронной регистрации ипотеки составляет от 7 000 до 10 250 . «Цена сервиса складывается из операционных затрат банка в определенном регионе, государственной пошлины и затрат на оформление УКЭП», — сообщили представители банка. Также к ней можно добавить 2 000 за сервис безопасных расчётов, поскольку на практике от этой услуги не всегда удаётся отказаться.

Какие достоинства?

Сбербанк заявляет следующие достоинства своей услуги:

  • Экономия времени до 4 трудовых дней. Объем времени уменьшаются за счет передачи документов онлайн из Банка сразу в Росреестр, минуя МФЦ.
  • Оформление документов служащим Банка в течении 15 минут и без очередей.
  • Отсутствие закладной. При снятии обременения не надо ехать в банк писать заявление и ждать до 30 дней.
  • Регистрация права собственности за 1 визит в Банк.
  • Персональный менеджер.
  • Межрегиональные операции. Возможность произвести операцию, когда покупатель в одном городе, а продавец в другом.

Какие недостатки?

Кстати, рекомендуем:

Электронная регистрация в Сбербанке сделки купли-продажи не происходит. Единственным регистратором операций с недвижимостью был и остается Росреестр. Сбербанк просто обеспечил канал подачи документов в Росреестр в электронном виде и выпуск ЭЦП (электронной цифровой подписи) участников операции.

То есть Сбербанк предоставляет вспомогательную услугу:

  • Выпуск усиленной квалифицированной подписи для всех участников договора купли-продажи
  • Формирование набора документов для регистрации перехода права
  • Отправка документов в Росреестр в электронном виде
  • Выплату государственной пошлины от покупателя собственности

1. Цена. Если собственноручно отнести документы в Росреестр, то необходимо оплатить лишь пошлину 2 000 , а электронная регистрация с учётом сервиса безопасных расчётов может стоить в 6 раз дороже.

2. Не все принимают электронную версию договора и выписки из ЕГРН. По заявлениям экспертов, при покупке жилья на вторичном рынке в 95% случаев нужно арендовать банковскую ячейку. Открыть её возможно лишь при предъявлении оригинала заключённого договора купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа. «В случае же электронной операции данный документ предоставить нельзя. Поэтому абсолютное большинство операций проходят с посещением МФЦ, что отнимает малое время, но при этом дарит возможность получить на руки зарегистрированный договор с „настоящий“ печатью, который станет юридическим правом для получения продавцом денег», — отмечают эксперты.

Ещё проблемы могут появляться на этапе регистрации по месту жительства. Во многих МФЦ могут не принять электронную выписку из ЕГРН и попросить бумажный документ с печатью. На это жалуются многие клиенты на портале самого сервиса. То, что появляются схожие ситуации, сказали и в одном из столичных агентств недвижимости.

Главный юрист фирмы «Стрим» Мария Понаморева описывает отказ МФЦ работать с электронными выписками соображениями безопасности. По сути, говорит она, даже когда речь просто о заказе на сайте Росреестра выписки в электронном виде, никто — кроме того, кто непосредственно её заказал и видит на экране компьютера — верить ей не может. Именно поэтому при регистрации по месту жительства могут попросить документ, который удостоверен печатью.

Сбербанк пишет, что после электронной регистрации вообще нет нужды передавать куда-либо выписку, полученную на почту. «Госорганы, в которые вы обращаетесь, могут самостоятельно затребовать данные в Росреестре», — говорится на сайте сервиса. Теоретически это конечно так, объясняет Мария Понаморева, но на практике всё может зависеть от определенного работника МФЦ, на которого попадёт покупатель недвижимости.

3. Не все операции возможно так зарегистрировать. Когда право собственности на вторичное жильё или землю без построек было зарегистрировано до 1998 года, то при их купле-продаже понадобится оращаться в Россреестр (МФЦ) самостоятельно. Также электронная регистрация невозможна, когда одной из сторон операции являются несовершеннолетние или представители с доверенностью.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: March 29, 2020.
Источники: sravni.ru, exspertrieltor.ru, sbankin.com.
Рубрики: Банки, Информация, Ипотека, Кредиты.